Национальная система квалификаций (НСК)

Руководитель: Магомедов Паша Зайнул-Абидович
Кандидат педагогических наук
г.Красноярск, пр.Мира, 3,
Тел.: 8-913-533-82-41
Почта: ektso@bk.ru
Национальная система квалификаций Текущая информация

Независимая оценка Профессиональные стандарты Аккредитация


  • Национальный Совет при Президенте РФ
    Национальное агентство развития квалификаций
    Совет по профессиональным квалификациям
    Агентство труда и занятости Красноярского края

    «На рынке труда ценность работника измеряется не столько тем, где он учился, сколько тем, что он умеет делать и на сколько качественно»
    Фёдор Прокопов
    Вице-президент 000 «Российский союз промышленников и предпринимателей»

    Национальная система квалификаций — это инструмент согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения ква­лификаций со стороны системы образования и обучения.

    Ключевое понятие здесь — квалификация.

    Под квалификацией обычно понимается готовность работника к качественному выполнению работы в границах определённой трудовой деятельности, профессии.

    Чаще всего приобретение ква­лификации у нас связывают с завершением среднего профес­сионального или высшего образо­вания. Качественное образование крайне важно для хорошего старта профессиональной карьеры. Одна­ко значимость зафиксированных в приложении к диплому об обра­зовании освоенных знаний и при­обретённых умений со временем снижается. В течение трудовой жизни возрастающую ценность будет иметь то, какие знания и умения работник приобрёл годы спустя. Поэтому на рынке труда ценность работника измеряется не столько тем, где он учился, сколько тем, что он умеет делать и насколь­ко качественно. Иначе и быть не может: примерно 50% занятых се­годня в экономике получили про­фессиональное образование (на­чальное, среднее или высшее) 20 и более лет назад. Миллионы людей состоялись как профессионалы, не имея «свежего» профильного ди­плома об образовании, но приоб­ретя необходимый трудовой опыт: инженеры (по диплому) стали менеджерами, а психологи — про­фессиональными строителями. Многие работники получили но­вую профессию, завершив курсы обучения, например у поставщи­ков оборудования и услуг. Иногда именно свидетельство об успеш­ном завершении такого обучения может служить входным билетом в профессиональную деятельность.

    Результатом оценки квалифика­ции служит документ, её подтверж­дающий, — диплом, квалификаци­онный сертификат, свидетельство. Примером может служить диплом бакалавра, магистра или о сред­нем профессиональном образова­нии. Он выдаётся образовательной организацией, уполномоченной государством (имеющей государ­ственную лицензию и соответ­ствующей иным официальным требованиям). Основным инстру­ментом измерения квалификации выпускника служит государствен­ная шаговая аттестация. Правда, российское профессиональное образование пока в большей сте­пени ориентировано на оценку остаточных знаний (того, что за­помнил студент из пройденных за период обучения дисциплин), а не на измерение профессиональной пригодности выпускника. На практике диплом об успешном завершении образо­вания и реальная квалификация выпускника да­леко не всегда совпадают.

    Другой типичный пример — ква­лификационные разряды рабочих. Как правило, они присваиваются либо образовательными организа­циями, либо конкретными работо­дателями. Однако свидетельства о присвоении квалификационного разряда рабочему последние десятилетия утратили характер доку­мента, имеющего хождение по всей территории станы и признаваемого каждым работодателем. Поскольку у работодателя нет уверенности, что квалификация выпускника или работника, подтверждённая вне зоны его контроля, будет соответ­ствовать требованиям, принятым в данной организации, применяют специальные процедуры оценки и кандидатов, и работников, включая и проверку их квалифика­ции. Стало общепринятым, что работодателем при­знаются только те свиде­тельства о присвоении разряда, которые выданы на данном предприятии. При пере­ходе на другое место работы от ра­ботника требуется вновь подтвер­дить свою квалификацию в рамках того же разряда.

    Итак, на практике работники приобретают квалификацию не только в вузе или колледже, но и в результате полу — и неформального обучения (курсовая подготовка, самостоятельное обучение), а так­же опыта практической работы. Современные системы квалифика­ций учитывают это обстоятельство и предоставляют инструменты, не­обходимые для того, чтобы распо­знать, описать, оценить и присво­ить квалификацию работнику вне зависимости от способа её дости­жения. На смену квалификации по образованию приходит более уни­версальное её понимание, а рынок дипломов последовательно меняется на рынок квали­фикаций.

    С этой точки зрения ква­лификация представляет собой результат оценки и подтверждения уполномоченным органом того, что приобретённые физическим лицом знания, умения и опыт соответ­ствуют установленным требовани­ям. Квалификационные требования могут   определяться   отдельными работодателями (привязка к кон­кретным трудовым обязанностям), вводиться в силу требований зако­на, устанавливаться на общенацио­нальном уровне. Когда говорится о национальной системе квалифика­ций, то подразумевается, что при­знаются только те квалификации, которые официально включены, в соответствии со специальной про­цедурой, в особый реестр. В нашей стране сегодня принят подход, в соответствии с которым общенаци­ональные требования к квалифи­кации устанавливаются в основном в профессиональных стандартах.  Профессиональный стандарт — до­кумент, в котором описано содер­жание трудовой деятельности, определены требования к квали­фикации работника, результатам профессионального образования и устойчиво функциони­ровала  нацио­нальная систе­ма квалифика­ций,   перечня официально признанных квалифи­каций       и профессиональных стандартов недостаточно. Одна из ключевых ролей отводится органам, присваивающим профес­сиональную квалификацию. Поми­мо образовательных организаций, к ним относятся центры сертифи­кации квалификаций, независимые от системы образования. Посколь­ку центры сертификации проводят оценку соответствия имеющегося уровня профессиональной квали­фикации   установленным   национальным требованиям, они должны иметь соответствующие полномо­чия.

    Российская модель националь­ной системы квалификаций пред­полагает, что такие полномочия они должны получить у Советов по профессиональным квалификаци­ям. Оговоримся, что обновлённая система квалификаций в России только строится, активная фаза этой работы началась менее года назад. Начало было положено формировани­ем Националь­ного совета при Президенте РФ по профессио­нальным квали­фикациям. Тем не менее на сегодняшний день   сформировано уже 25 отрас­левых советов по про­фессиональным ква­лификациям.

    Совет (отраслевой, профессиональный) по профессиональным квалификациям — это орган, целями дея­тельности которого (в числе других) яв­ляются разработка профессиональных стандартов, а также разработка, приме­нение и обновление процедур подтверж­дения и присвоения профессиональной квалификации в со­ответствующих областях профес­сиональной деятельности. Именно советы должны выдавать от своего имени разрешение на деятельность органу, присваивающему профес­сиональную квалификацию, и ор­ганизовать надзор за его деятель­ностью. Сертификат о присвоении квалификации должен выдаваться от имени совета, а не центра сер­тификации. Тем самым советы при­званы стать гарантом качества и обеспечить доверие к сертифика­ции как со стороны ра­ботников, так и со сто­роны работодателей.

    Формирование системы квали­фикаций, в определённой мере обособленной от сложившейся рыночной стихии, — важный, но не достаточный шаг. Работники, ко­торые подтверждают свою квали­фикацию, должны иметь возмож­ность при необходимости запол­нить квалификационные пробелы через соответствующие образова­тельные программы.

    Учащиеся — будущие выпускники — тоже долж­ны быть уверены, что в результате успешного завершения обучения их знания и умения будут совпадать с требованиями будущих работодателей. Это означает, что необходимы инструменты оценки соответствия результатов обуче­ния требованиям, установленным в профессиональных стандар­тах. Задача эта может решаться двумя основными инструмента­ми:
    — во первых экспертизой работодателями действующих и участием в раз­работке новых образовательных стандартов
    — во-вторых, через профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.

    В нашем представлении подобного рода экспертиза и ак­кредитация должна проводиться на их соответствие требованиям профессиональных стандартов. Поскольку предполагается, что от­ветственными владельцами про­фессиональных стандартов ста­нут советы по профессиональным квалификациям, эта деятельность должна замыкаться именно на них. Реализация принципа одного окна позволит сконцентрировать в руках советов ответственность как за качество профессиональ­ных стандартов, так и за их при­менение в сфере образования и сертификации квалификаций.

    Советы по профессиональным квалификациям — это ключевое звено в организационной струк­туре национальной системы ква­лификаций.   Отраслевой   подход обеспечивает единое простран­ство квалификаций. Однако слож­но себе представить их работу без взаимодействия с регионами, где, собственно, и формируется по­требность в квалификациях, рас­положены образовательные орга­низации и центры сертификации. Представляется, что в субъектах Российской Федерации могут соз­даваться советы по профессио­нальным квалификациям, однако их функционал будет несколько иной. Они могут выступать как региональные партнёры советов, созданных на федеральном уров­не и реализующих общефеде­ральные полномочия (соучастие в разработке профессиональных стандартов; подбор организаций-кандидатов для создания центров сертификации, а также экспертов для проведения сертификацион­ных процедур и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и т.д.). Для этого потребуется заключить соот­ветствующие соглашения. Коорди­нировать и контролировать работу в «отраслях» сложно без знания и понимания профессиональных сегментов рынка труда, тенденций их изменения, потребностей в об­разовании и квалификации по со­ответствующим областям профес­сиональной деятельности. В этом смысле региональные организации также могут стать опорными точками федеральных советов.

    Едва ли будет оправданным, если отраслевые советы по про­фессиональным квалификациям будут создаваться стихийно, по инициативе снизу. Сегодня коор­динатором всей деятельности по обновлению системы квалифи­каций определён Национальный совет при Президенте РФ по про­фессиональным квалификациям. Одна из его практических задач — отбор и наделение полномочиями отраслевых советов, обеспечение единства политики и действий. Одновременно существует ряд специальных функций, которые не могут взять на себя ни отраслевые советы, ни регионы. Например, ко­ординация и синхронизация дея­тельности всех основных участни­ков строительства национальной системы квалификаций, обеспе­чение единой методической базы разработки профессио­нальных стандартов, орга­низации профессионально-общественной аккреди­тации образовательных программ, установление требований для подтверждения профессио­нальной квалификации, органи­зация разработки профессиональ­ных стандартов по общим для экономики (сквозным) професси­ям, участие в формировании про­фильного законодательства и т.д.

    В конечном счёте формиро­вание обновлённого и единого пространства квалификаций, укорачивание дея­тельности институ­тов, входящих в на­циональную систему квалификаций, долж­но способствовать снижению диспро­порций между имею­щейся у работников квалификацией и требуемой ра­ботодателем.

    Подстройка обра­зовательных программ (среднего профессионального образования и высшего образования) под по­требности работодателей и сту­дентов будет происходить более уверенно, а качество подготов­ки выпускников не будет рас­ходиться с потребностями рынка труда, работодателей.

    Школьни­ки, студенты, работники должны получить более достоверную ин­формацию о реальной ситуации на рынке труда, потреб­ностях работодателей, спросе на профессии и компетенции.



  • Распоряжение 473-рг о создании Координационного Совета
    Повестка заседания КС от 15.06.2017
    Презентация ИСС С.Г.Кукушкин
    Предложения СППКК в план КС
    Предложения СППКК
    Сообщение Лыткина А.В.
    Презентация Сибирской Ассоциации Гостеприимства
    Презентация Агентства труда и занятости населения КК
    Презентация СибГАУ
    Протокол заседания КС от 15.06.2017
    Решение КС от 15.06.17.
    Повестка заседания КС от 29.09.2017